Облачные вычисления
Облачные вычисления просто идеальны для малого и среднего бизнеса, они способны сохранить предприятиям много времени и денег, и предоставляют доступ к бизнес-данным и приложениям «из любой точки мира в любой момент времени и с любого устройства».
При этом чаще всего это достаточно недорого, а иногда и бесплатно.
Облачные ресурсы предоставляют доступ к технологиям, которые они ранее не могли себе позволить ввиду сложности установки и высоким требованиям к вычислительным ресурсам. Многие традиционные настольные приложения исчезают с рынка, многие вообще не предлагаются вендорами, поскольку переведены в облачную среду и предлагаются по подписке.
Кроме того, облачные вычисления позволяют компаниям экономить деньги. Им не нужно нанимать специалистов, которые инсталлируют приложения, не нужно платить за каждое обновление ПО. Также нет необходимости решать вопрос с бэкапами. Риск потери данных снижается. В облаке данные компании находятся в большей безопасности, чем на жестких дисках ПК руководителей и сотрудников предприятия.
Нет необходимости самостоятельно решать вопросы по интеграции приложений. Так, в пакете Google Apps for Business предлагается электронная почта, календарь в качестве средства планирования, а также средство создания и обмена документами и презентациями Google Docs. Инструмент Google Site позволяет создавать web-сайты. Microsoft также предлагает свой продукт Office 365 по подписке. Туда также входят средства деловой коммуникации, например Skype и многие другие полезные инструменты. Продажи Office 365 в настоящее время превышают продажи настольной версии продукта.
Помимо покупки ПО и его установки и поддержания, СМБ-компании также не нужно тратиться на серверы, СХД, электричество и решать другие технические вопросы.
При этом существуют разные типы облачных сервисов: Infrastructure as a Service (инфраструктура как услуга, IaaS), Platform as a Service (платформа как услуга, PaaS), Software as a Service (приложение как услуга, SaaS), а также Disaster Recovery as a Service (аварийное восстановление как услуга, DRaaS). Недавно в список добавились службы типа Kassa-as-a-Service, когда можно пользоваться облачной кассой.
Однако наряду с большим количеством достоинств есть и недостатки, хоть достоинства значительно перевешивают недостатки в целом. Тем не менее, эксперты предупреждают, что обычно поместить данные в облако весьма легко. Но если компания захочет поменять поставщика облачных сервисов и перенести накопленные данные, могут быть серьезные сложности. Поэтому об этом надо позаботится заранее, до того, как данные были перенесены.
Большинство компаний пользуются публичными облаками, частные облака — это обычно удел компаний покрупнее. Эксперты отмечают, что по мере роста компании, используемые облачные сервисы обычно эволюционируют. Пока компания небольшая, ежемесячные платежи за облачные услуги — хорошее решение. Но когда компания вырастает, собственное решение чаще оказывается дешевле, чем разросшиеся ежемесячные платежи.
При этом необходимо отметить, что многие компании предпочитают хранить особо ценные данные на ПК и серверах своей собственной компании. А некоторые предпочитают работать с устаревшими приложениями, которые проще хранить локально, чем как-то «выуживать» оттуда данные для перехода на стороннее облачное решение.
Есть и третий вариант — гибридное облако, объединяющее публичное облако, и частное. Но в подавляющем большинстве случаев обходятся сервисами, предоставляемыми публичными облаками.
Еще раз подчеркнем, существуют платные облачные сервисы и бесплатные. Часто вторые аналогичны первым, но с ограничениями на число пользователей и объем информации, реже бывает ограничена функциональность. А в платных сервисах можно применить настройки таким образом, что сотрудники данного облачного сервиса не будут иметь доступа к вашим данным, также разрешается хранить свои данные в зашифрованном виде. За уровень безопасности обычно тоже нужно доплачивать.
Облачное хранилище можно интегрировать с корпоративными информационными системами, например с CRM или системой электронного документооборота. Исследования показали, что облачные решения должны давать возможность разграничивать права доступа, предоставлять инструменты для ведения логов, показывающих все обращения к файлам и отслеживающие любые манипуляции с ними. Также в цене интуитивно понятный интерфейс, не требующий специфических навыков, и инструменты, сохраняющие предыдущие версии документов. Одним из главных требований предпринимателей к сервисам и сильным конкурентным преимуществом провайдера является большое количество интеграций со смежными сервисами. В списке подобных сервисов фигурируют решения «1С», почта, календарь, системы отношений с клиентами, банковскими приложениями. Иногда число интегрированных продуктов превышает сотню.
На сегодняшний день наиболее актуальными и востребованными считаются сервисы для решения финансовых вопросов. Так, на первом месте занимают облачные инструменты для составления отчетности, облачная бухгалтерия, сервисы выставления счетов и сервисы проверки контрагентов. Облачные инструменты для составления отчетности столь популярны, что даже появилось мнение, что профессия бухгалтера прикажет долго жить, исчезнув, как профессии наборщика в типографии, машинистки, кучера, бурлака и фонарщика.
На втором месте — виртуальные АТС, в настоящее время они занимают порядка 16,4% рынка. Сегмент облачных CRM - 9% рынка. В ближайшем будущем ожидается быстрый рост сегмента облачных касс, что, как ожидается, потянет за собой рынок облачных систем финансового и управленческого учета.
На рынке нарастает число внедрений облачной CRM-системы на базе платформы «Битрикс24». Можно настроить платформу «Битрикс24» на базе ее стандартных возможностей, что даст возможность автоматизировать коммерческие бизнес-процессы и оптимизировать процессы по управлению продажами, обеспечить контроль за каждым этапом сделки. CRM позволяет формировать задачи, распределять их между сотрудниками и отравлять различные напоминания в процессе ведения сделки.